Ил-114-300, собранный на Луховицком авиационном заводе с нуля, готовится к проведению летных испытаний. Наш лайнер успешно преодолел скоростные пробежки, оторвав переднюю стойку шасси от полосы.
К 2030 году наш российский авиационный парк существенно обновится благодаря появлению новых моделей отечественных самолетов, что, в свою очередь, приведет к увеличению интенсивности авиасообщения в 1,5 раза.
Самолет Ил-114 имеет свою особенность, которую стоит рассмотреть в контексте истории. В прошлом, модели Ил-114 и Ил-114-100 выпускались на заводе в Ташкенте, который был открыт русскими специалистами и назван в честь Чкалова. Этот завод мог выпускать до 100 самолетов в год. Однако сегодня завод в Ташкенте занимается производством различных товаров, таких как казаны для плова, и стало необходимо забыть о производстве самолетов в этом городе.
Сборка Ил-114-300 будет осуществляться на небольшом заводе в Луховицах, названном в честь Воронина. Производственные мощности этого завода позволяют выпускать до 20 самолетов в год. Надеемся, что все пойдет хорошо.
Почему первый самолет, который полетел в 2020 году, не считается? Потому что он был собран из старых запасных частей. В общем, на заводе в Ташкенте оставалось множество комплектующих к Ил-114-100, хотя говорят, что из имеющихся деталей можно было собрать несколько самолетов. Минпромторг вел переговоры с узбекской стороной по этому вопросу, однако они не увенчались успехом. Поэтому возникла задержка в возрождении этой марки самолетов.
Но главное, что мы все же справились. Задержка была оправдана, и самолет, который взлетел в марте, на 100% новый, хотя не самой последней модификации.
Но насколько плохо начать выпуск обновленного Ил-114? Безусловно, это хорошо, потому что этот самолет был разработан великим учеником великого Сергея Ильюшина, Генрихом Васильевичем Новожиловым. Может быть, в жизни у этого человека были свои недоработки, но самолеты, которые он конструировал и которые пошли в серийное производство, до сих пор успешно летают. Это уже говорит о многом.
Что такое Ил-114? Это рабочий «конь», как его предшественники: Ил-18, Ил-62, Ил-86. Это не особо выдающийся самолет, но со значительным запасом прочности. Этот региональный пассажирский лайнер именно то, что нам так не хватает. Ан-24, Як-40, Як-42 уже в истории, а на внутренних линиях у нас используются Saab, а в некоторых регионах бредовые варианты: лететь в свой город через Москву.
Мой знакомый столкнулся с такой проблемой, когда ему нужно было перелететь из Перми в Нижний Новгород. Прямой рейс существует только два раза в неделю – по понедельникам и пятницам. Все остальные дни – пересадка в Москве, но по другой цене. Если прямой рейс стоит 4 853 рубля, то с пересадкой – от 6,8 до 11 тысяч.
Новый, доступный региональный самолет – это то, что России нужно как воздух. Этот лайнер рассчитан на 60-100 пассажиров и способен летать на маршрутах дальностью от 500 до 1500 км, а также работать с менее благоприятными аэродромами.
Ил-114-300 может успешно выполнять полеты даже с небольших аэродромов с несовершенными взлетно-посадочными полосами, что делает его незаменимым для таких мест, как Крайний Север, где авиация может решить множество проблем.
Поэтому нет никаких сомнений в необходимости Ил-114. Похоже, что на Омском авиационном заводе это также осознают, и программа испытаний Ил-114-300 продолжается.
Первый полет Ил-114-300 был стандартным, с продолжительностью около 40 минут, на высоте до 900 метров и со скоростью не более 230 км/ч. В экипаж входили опытные летчики-испытатели.
В течение 40 минут полета можно сделать многое, в зависимости от целей. Экипаж Ил-114-300 принимал участие в испытаниях и состоял из летчиков-испытателей, таких как Сергей Сухарь, Игорь Зинов и Олег Грязев.
Это люди, которые умеют обучать самолеты летать. Мы очень надеемся, что они будут удачливыми, и все полеты завершатся безопасными посадками, в отличие от случая с Ил-112В в Кубинке.
Надеемся, что ПАО «Ил» успешно пройдет испытания с Ил-114-300 и не повторит прошлогоднюю трагедию.
Ил-114-300 — полностью российский самолет, что естественно для изделия, созданного в советское время. Однако это не означает, что он устарел. На самом деле, конструкция Ил-114-300 использует композитные материалы, что значительно облегчает самолет. Была проведена значительная работа по совершенствованию всех основных систем самолета, включая цифровой пилотажно-навигационный комплекс.
Единственное место, которое вызывает беспокойство — это двигатель — ТВ7-117СТ-01, который привел к гибели экипажа Ил-112В. Однако после доработок, проведенных сотрудниками фирмы Климова, эта неудачная модель двигателя, возможно, была доведена до совершенства.
Это стоило сделать, по крайней мере, в память об экипаже испытателей, чьи жизни были пожертвованы для создания нового транспортного самолета для ВКС РФ.
Командир воздушного судна — заслуженный летчик-испытатель России, герой России Николай Дмитриевич Куимов.
Второй пилот — летчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Александрович Комаров.
Бортинженер — бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Евгеньевич Хлудеев.
Ил-112В оснащался теми же двигателями, что и Ил-114. Унификация…
ОдК в лице генерального директора Вадима Бадехи заверяет, что над двигателем ТВ7-117СТ-01 была проведена большая работа и он заслуженно получил сертификат типа в декабре 2022 года.
Двигатель был обновлен новой вспомогательной силовой установкой ТА 14-114, обеспечивающей большую автономность самолета при обслуживании и подготовке к полету на малооборудованных аэродромах. Кроме того, к двигателю был добавлен новый воздушный винт АВ-112-114, позволяющий извлечь из двигателя больше мощности.
Тем не менее, работа над модификацией Ил-114 в Ил-114-300 уже продолжается уже 10 лет. Вопросов остается много — от двигателей до смены площадки производства. Поставки серийных самолетов неоднозначны, а сроки все время переносились. В целом, преобразование проекта Ил-114-300 в долгострой стало печальным фактом.
Однако надеяться все же нужно, что тв7-117ст-01 будет доработан и станет действительно надежным двигателем.
Ил-114-300 должен быть способен перевозить до 68 пассажиров и до 1500 кг коммерческих грузов при полной заправке топливом, что позволяет ему пролететь до 5 600 км со скоростью 500 км/ч на высоте до 7 600 метров. Ничего сложного или невозможного в этом нет. Не требуется сверхманевренности или скрытности, просто нужен простой пассажирский авиалайнер экономичного класса.
Однако, проблема заключается в том, что разработка пассажирского самолета для средних и малых дистанций без особых требований идет очень медленно. В то же время, мы можем создать истребитель пятого поколения, который будет управляться практически незаметно и с высокой маневренностью. Все это происходит слишком медленно.
Конечно, работы были приостановлены в 2021 году после катастрофы Ил-112В с использованием тех же двигателей ТВ7-117СТ, но, похоже, двигатели уже исправлены. Необходимо продолжать работу. Центроплан для второго/первого экземпляра ОП-2 начали строить на ВАСО в Воронеже еще в 2018 году, а в 2019 году успешно передали заказчику. Прототип ОП-2 впервые взлетел в мае 2023 года и провел наземные испытания более 10 месяцев.
Итак, испытания проведены. Но возникает вопрос: зачем такая суета с транспортировкой частей?
Воронеж. ВАСО будет производить структуру самолета (крыло, хвостовое оперение с механизацией, мотогондолы) — примерно половину всей системы.
Нижний Новгород. «Сокол» будет заниматься производством фюзеляжа, гидравлики и электротехники — около 40% всех комплектующих самолета.
Санкт-Петербург. «Климов» поставит двигатели.
Почему не собирать все комплектующие самолета в одном месте, например, в «Соколе», вместо того чтобы перевозить фюзеляж на несколько сотен километров до Луховицы? Это странное решение.
Конечно, можно понять, что «МиГ» (ВАСО и «Сокол» принадлежат РСК «МиГ») должен выживать, а в Луховицах есть специалисты по «Илам», но такой подход неизбежно повлияет на итоговую стоимость самолета.
И, наконец, кто-то непременно скажет, что «наше» дороже и лучше купить «Боинги» у индийцев.