
Только 15% российских виноделен имеют собственные отели — это значительно меньше, чем в Европе, где аналогичный показатель достигает 23–34%. Основными препятствиями для развития инфраструктуры называют законодательные барьеры и высокие инвестиционные риски.
Юг России — новый центр энотуризма
Регионы Юга и Северного Кавказа активно развивают винный туризм. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2024 году винодельни посетили более 2,5 млн туристов. Однако большинство из них приезжают лишь на экскурсии: лишь 25 виноделен в стране предлагают гостиницы или глэмпинги.
«Доля отелей при винодельнях в России пока составляет 15%, тогда как в Италии и Франции — 23%, а в Австрии — 34%», — отмечает Ольга Широкова из NF Group.
Земельные и финансовые сложности
Основные проблемы отрасли — ограничения на строительство на сельхозземлях и высокая ключевая ставка.
«Когда винодел решает построить отель, часто оказывается, что земля не подходит», — объясняет Леонид Попович из РСТ.
Летом 2024 года фермеры получили право размещать туристов в жилых домах на сельхозземлях, но этого недостаточно для масштабных проектов.
Успешные кейсы и амбициозные планы
Несмотря на сложности, некоторые хозяйства уже создают полноценные туристические кластеры:
-
«Абрау-Дюрсо» — два отеля, экокемпинг, автокемпинг.
-
«Золотая балка» (Крым) — бутик-отель на 25 номеров.
-
«Винный форт Адагум» (Краснодарский край) — глэмпинг с видом на виноградники.
Компания «Цимлянские вина» разрабатывает проект комплекса на 50 номеров и 18 глэмпингов, а премиальный бренд Mantra estate планирует открыть винодельню с отелем под Геленджиком к 2028 году.
Господдержка и перспективы
Частично проблему решают гранты, например, программа «Агротуризм».
«Если законодательные барьеры будут сняты, через 5–7 лет Юг России станет полноценным центром винного туризма», — уверена Стефания Майорова (Mantra estate).
Пока же инвесторы ждут изменений в законах, а туристы — новых возможностей для погружения в мир российского виноделия.