
В России успешно прошёл сертификацию первый серийный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) весом более 30 килограммов — S-80 от компании «Транспорт будущего», предназначенный для использования в сельском хозяйстве.
Модификация дрона S-80, разработанная компанией «Транспорт будущего» для нужд агропромышленного комплекса, получила сертификат типа, что позволяет использовать его в коммерческих целях.
«Агродрон S-80 предназначен для точечного внесения удобрений и средств защиты растений. Он способен нести полезную нагрузку весом до 40 килограммов и обрабатывать до 18 гектаров земли в час», — рассказали в «Транспорте будущего» о характеристиках дрона.
По словам генерального директора компании Юрия Козаренко, теперь S-80 можно использовать в полях не только для тестирования, но и для выполнения коммерческих задач. Он также отметил, что S-80 — первый сертифицированный российский дрон, производство которого осуществляется серийно.
На заводах компании в Тольятти и Белгородской области ежемесячно производится 100 единиц S-80. К концу года планируется достичь производства 100 дронов на каждой площадке, а в следующем году компания намерена выйти на мощности производства 250 единиц.
В недавнем интервью Козаренко сообщил, что часть агродронов эксплуатируется компанией в экспериментально-правовом режиме (ЭПР) в Самарской области. «Налёты этих десятков дронов уже составляют сотни часов, что необходимо для получения сертификата типа», — отметил он.
Ранее в России был сертифицирован только один беспилотный летательный аппарат — грузовой БАС-200, разработанный центром вертолётостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолёты России» (входит в ГК «Ростех»). Однако этот сертификат имел ряд ограничений, в том числе запрет на использование БАС-200 в коммерческой доставке грузов.
В дальнейшем компания «Транспорт будущего» планирует сертифицировать грузовую модификацию S-80, которая будет использоваться для доставки грузов весом до 20 килограммов на расстояние до 15 километров.
Президент Владимир Путин поручил Росавиации сертифицировать не менее десяти типов гражданских воздушных беспилотных летательных аппаратов до сентября 2023 года. Позднее срок выполнения поручения был продлён, как сообщили два источника, знакомые с ситуацией.
В декабре прошлого года глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что на сертификацию было подано 14 заявок от десяти производителей. Однако первые государственные субсидии на снижение стоимости сертификации были предоставлены разработчикам только в июле текущего года. Основная часть сертификации была перенесена на 2024–2025 годы.
Кроме того, компания «Транспорт будущего» активно работает над расширением функционала S-80. В ближайшем будущем планируется интеграция дрона с системами спутниковой навигации и искусственным интеллектом для повышения точности и эффективности его работы. Это позволит использовать S-80 не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях, таких как лесное хозяйство, мониторинг окружающей среды и строительство.
Компания также рассматривает возможность экспорта S-80 на международные рынки. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: проведены переговоры с потенциальными партнёрами из стран СНГ, Европы и Азии. Успешная сертификация и расширение функционала S-80 открывают новые горизонты для российского рынка беспилотных технологий и способствуют укреплению позиций России на мировой арене.