
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха поддержал инициативу гендиректора «Аэрофлота» Сергея Александровского о введении обязательного соотношения российских и зарубежных самолетов в парках авиакомпаний.
Идея предполагает, что при возможном возврате доступа к западным воздушным судам российские перевозчики будут обязаны поддерживать определенную долю отечественных самолетов. Точные пропорции и механизмы еще предстоит проработать, но, как отметил Бадеха, «работа по законодательному закреплению этого предложения по поручению президента уже ведется».
«Обязательное требование на пропорцию в парке — российские и зарубежные [самолеты] — вводить нужно», — подчеркнул глава ОАК.
Бадеха напомнил, что зависимость от иностранной авиатехники уже однажды привела к кризису. В 1990-е годы массовый импорт подержанных «иномарок» разрушил отечественное авиастроение. А в 2022 году санкции против гражданской авиации показали уязвимость отрасли.
«Если мы хотим оставаться самостоятельной великой державой, то развитие собственной авиапромышленности — стратегическая задача», — заявил он.
Глава ОАК признал, что российские самолеты «не обязаны быть дешевле 20-летних Airbus», но их использование должно быть оправдано для авиакомпаний. В пример он привел Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — один из самых активно летающих самолетов в России, чей налет «не уступает, а иногда превышает показатели Airbus и Boeing». Российские самолеты остаются собственностью государства, что дает авиакомпаниям долгосрочные активы, в отличие от лизинговых иностранных судов, которые «улетают после выплат».
Если инициатива будет законодательно закреплена, она затронет все российские авиакомпании и все типы воздушных судов. Это должно стимулировать спрос на отечественные самолеты, ускорить устранение «детских болезней» новых моделей, обеспечить возврат государственных инвестиций в авиапром.