В Москве успешно провели испытания беспилотного поезда, который скоро начнет курсировать по Московскому центральному кольцу. Во время испытаний особое внимание уделялось безопасности и скорости.
Остановка поезда с точностью до четверти метра теперь не требует мастерства опытного машиниста, а достигается благодаря программе нейронной сети. В рамках испытаний на Московском центральном кольце (МЦК) тестируется поезд с одними наблюдателями в кабине.
Поезда на Московском центральном кольце ходят с интервалом в четыре минуты, и для сокращения этого интервала требуется автоматизация. Во время испытаний беспилотного поезда «Ласточка» приходится часто притормаживать, чтобы проверить, как машина реагирует на препятствия на пути.
Обучение искусственного интеллекта распознавать животных, таких как лошади или лоси, не представляет большой сложности. Однако для безопасного движения поезда требуется гораздо больше. Техническая реализация этой технологии сложна и интересна: специалисты тестируют дистанционное управление и техническое зрение. В текущих испытаниях поезд научили распознавать временные знаки и ручные сигналы в различных условиях.
Генеральный директор РЖД, Олег Белозеров, проверил работу беспилотного состава в Москве. Он задал вопрос техникам в кабине поезда: «Где были разработаны все компоненты нейросети?».
Олег Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»: «Критически важные технологии должны быть нашими. Вопрос стоимости не так важен, у нас есть другие преимущества, которые приносят результат».
Работой беспилотных поездов занимаются операторы в Центре дистанционного контроля управления. Они могут одновременно наблюдать за двумя составами, используя пульт управления. Операторам-машинистам не требуется много новых инструкций. Главное — тщательно контролировать работу автоматики и в случае нештатной ситуации включаться и выполнять свои обязанности дистанционно.
Для достижения этого результата потребовалось много лет усилий и разработок. Компания Siemens, которая ранее разрабатывала базу для «Ласточек», покинула проект, но все импортные системы были заменены отечественными. Ожидается, что в течение 1,5-2 лет будет создан конечный экземпляр, который будет использоваться на МЦК. РЖД также ведет дискуссии с Москвой относительно удобства подвижного состава, включая количество дверей в вагоне.
В следующем году беспилотные «Ласточки» начнут перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу под наблюдением машинистов.