В Ижевске произведена первая партия опытных автомобилей Lada E-Largus. Тест-драйв нового электрокара, собранного на заводе Lada Ижевск, состоялся 15 декабря под руководством главы Удмуртии Александра Бречалова и президента AvtoVAZ Максима Соколова. Полноценное серийное производство электрической версии автомобиля запланировано на второй квартал 2024 года, одновременно с переходом сборки Largus с двигателем внутреннего сгорания на ижевский завод.
Первая опытная серия электрической версии автомобиля Lada Largus собрана на автозаводе Lada Ижевск. С конвейера сошли первые шесть автомобилей Lada E-Largus, а общее количество, по словам Максима Соколова, составит 30 машин. Президент AvtoVAZ также присоединился к главе Удмуртии Александру Бречалову во время тест-драйва на территории завода, самостоятельно сев за руль.
Массовое производство E-Largus планируется запустить в мае 2024 года параллельно с версией с двигателем внутреннего сгорания. Ранее AvtoVAZ объявил о переносе производства бензинового Largus из Тольятти на ижевский завод. И электрические и бензиновые версии будут собираться на одной линии.
Объем выпуска еще находится на рассмотрении совета директоров, но Максим Соколов рассказал, что ожидаемая цифра составит минимум 30 тысяч машин в год. Производительность линии будет составлять 25 автомобилей в час, что станет почти максимальной производительностью в истории автозавода. По словам президента компании, предприятие усилило автоматизацию, включая изменения на линии сварки.
«Всего будет несколько версий, одна из которых будет вмещать семь пассажирских мест, что будет полезно для такси. Планируется также несколько вариантов комплектаций. Но, в любом случае, мы планируем до 10% от общего объема выпуска», — поделился информацией Максим Соколов.
На первом этапе будут производиться пассажирские E-Largus на пять мест и коммерческие универсалы с разными батареями и грузоподъемностью. Будет установлен синхронный электромотор с постоянными магнитами мощностью 50 кВт. Максимальная скорость составит 145 км/ч, а динамичный разгон до 100 км/ч займет менее 10 секунд.
Разработку электрической силовой установки для обеих версий выполнила компания «Системы Автономной Энергии» (входит в ГК «Итэлма») в тесном сотрудничестве с инженерами AvtoVAZ. Аккумуляторы разработаны и изготовлены в России. В ближайшие два года планируется локализация последнего импортного элемента — аккумуляторных ячеек.
Уровень локализации Largus превышает 50%, что выше, чем у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, собранных на территории страны. «Это лучший ответ на попытки задавить российскую автомобильную промышленность», — подчеркнул господин Соколов.
Представитель AvtoVAZ отказался раскрывать стоимость E-Largus, ссылаясь на то, что расчеты все еще в процессе.
Глава Удмуртии отметил, что возобновление полноценного производства автомобилей на ижевском автозаводе — это серьезное и долгожданное событие для региона.
«Мы конкурируем с производителями из других стран, где выпускается большая часть компонентной базы. Для нас это очень важно. Мы считаем, что запускаем проект, который является перспективным и важным для страны», — сказал Александр Бречалов, глава Удмуртии.
Однако развитие производства электромобилей напрямую зависит от спроса населения и бизнеса. По мнению главы региона, необходимо стимулировать потребителей к покупке такого транспорта. «Мы предлагаем отложить утилизационный взнос до конца 2024 года для выпускаемой продукции. Необходимо также стимулировать спрос с помощью преференциальных мер», — отметил глава Удмуртии.
Напомним, до весны 2022 года на заводе Lada Ижевск выпускались все модели автомобилей Lada Vesta, однако после введения санкций и сложностей с поставками компонентов производство было приостановлено и затем перенесено в Тольятти. В Ижевске сохраняется выпуск штампованных и пластиковых изделий. В результате на предприятии в три раза сократили персонал. Выпускаются отдельные элементы кузова на линейки «Лада». В августе 2022 года было объявлено, что здесь наладят производство электрической версии Lada Largus и представили прототип.
В связи с пуском производства Largus на предприятие планируют привлечь 2,5–3 тыс. человек. Александр Бречалов признал, что это будет непросто с учетом рекордно низкой безработицы в регионе и дефиците высококвалифицированных кадров. Часть высвобожденных ранее сотрудников автозавода были трудоустроены на оборонных предприятиях и других крупных производствах. При этом возможно привлечение специалистов и из других регионов за счет программы «Работай в Удмуртии».