
Опытный образец самолета Superjet впервые совершил успешный полет с отечественными двигателями ПД-8. Это событие стало знаковым этапом в программе импортозамещения, направленной на создание полностью российского авиалайнера. Полет состоялся в рамках летных испытаний, необходимых для сертификации новой версии самолета.
Испытательный полет длился около 40 минут, в течение которых самолет достиг высоты 3000 метров и скорости 500 км/ч. Экипаж, состоящий из летчиков-испытателей Дмитрия Деменева, Игоря Гревцева и бортового оператора Максима Грюканова, успешно выполнил все запланированные задачи. «Силовая установка с двигателями ПД-8 показала стабильную работу. В ходе полета проводились оценки газодинамической устойчивости на различных режимах», — сообщили в «Ростехе».
Опытный образец Superjet, использованный для испытаний, был выпущен в 2018 году с заводским номером 95157. На начальном этапе испытаний самолет оснащен импортными системами, что позволяет постепенно интегрировать новые отечественные компоненты, включая двигатель, до финальной версии авиалайнера.
Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов отметил, что первый полет с российскими двигателями подтверждает правильность инженерных расчетов и высокую готовность новой модели самолета. «После 2022 года «Суперджет» приходится пересобирать заново. Двигатель — это ключевой элемент программы импортозамещения. Впереди еще много работы и испытаний», — заявил он.
В апреле 2024 года к сертификационным испытаниям планируется подключить еще один самолет, полностью оснащенный российскими системами. К этому времени Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в «Ростех», передаст два дополнительных опытных двигателя ПД-8 для продолжения летных испытаний. Ожидается, что сертификация двигателя ПД-8 завершится осенью 2025 года.
Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха подчеркнул, что испытания проводятся в строгом соответствии с требованиями сертификации. «Такой подход обеспечит оптимальные темпы проверки и позволит создать технические решения для переоснащения уже существующего парка самолетов Superjet», — отметил он.
Двигатель ПД-8, разработанный ОДК в сотрудничестве с предприятиями по всей России, предназначен не только для Superjet, но и для самолета-амфибии Бе-200. Этот двухконтурный турбовентиляторный двигатель с тягой 8 тонн создан с использованием российских материалов и современных технологий, включая наработки, полученные при разработке двигателя ПД-14.
Программа импортозамещения Superjet реализуется под управлением компании «Яковлев», входящей в состав ОАК. На сегодняшний день в самолете заменено более 40 элементов, включая двигатель, авионику, шасси, системы электроснабжения, кондиционирования, противопожарной защиты и даже фюзеляж, конструкция которого была модернизирована для упрощения производства и обслуживания.
Для обеспечения серийного производства ОАК планирует построить новый логистический центр площадью 10 тысяч квадратных метров в Комсомольске-на-Амуре. Центр будет включать складской комплекс и участок сборки двигателей для самолетов SJ-100. Этот объект дополнит существующие мощности по производству компонентов для гражданских лайнеров МС-21, SJ-100, Ил-114 и Ту-214.
Первый успешный полет Superjet с двигателями ПД-8 подтверждает высокий потенциал технологической независимости российского авиастроения и обозначает важный шаг на пути к созданию полностью отечественных авиалайнеров. Впереди — новые испытания и работа, которые позволят сертифицировать самолет для коммерческого использования.