
Поезда высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом будут курсировать с интервалом 10-15 минут. Об этом заявил министр транспорта Виталий Савельев на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным по строительству ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
«Поезда будут ходить каждые 10-15 минут», — подчеркнул он.
Савельев отметил, что создание ВСМ позволит сократить время в пути. «Мы планируем уменьшить время пути между Москвой и Санкт-Петербургом с текущих 4 часов до 2 часов 15 минут. Между Москвой и Тверью путь займет всего 39 минут, а между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом всего 29 минут», — добавил Савельев.
Строительство ВСМ Санкт-Петербург — Москва предусмотрено проектом транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. В рамках этого проекта планируется увеличение пассажиропотока посредством высокоскоростного сообщения между двумя столицами с порядка 5 миллионов пассажиров до 23 миллионов к 2030 году.
Савельев отметил, что первая партия поездов для ВСМ Москва — Петербург составит 28 составов, на их приобретение потребуется 148 миллиардов рублей. Об этом сообщил министр транспорта на совещании с участием президента РФ Владимира Путина по ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
«На закупку первой партии вагонов требуется 148 миллиардов рублей. Эта партия состоит из 28 поездов и планируется поставить на линию к 2028 году», — заявил он.
Согласно словам министра, необходимо создать опытный образец поезда уже в 2026 году и начать сертификационные испытания.
«Мы планируем разработать полностью отечественный поезд на базе производства ведущих российских компаний в транспортном машиностроении: группы ‘Синара’ и Трансмашхолдинг», — добавил он.
По поручению президента, проектирование поезда осуществляется РЖД с 2020 года, подчеркнул Савельев.
Ранее замгенерального директора РЖД Олег Тони сообщал, что поезда для высокоскоростных железных дорог будут оборудованы цифровой системой управления на основе искусственного интеллекта. Они смогут развивать скорость до 400 км/ч и могут модифицироваться для перевозки высокодоходных и специальных грузов, а также иметь гибкую конфигурацию салона. Вместимость поезда составит около 460 человек.
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург будет финансироваться из бюджета в размере почти 610 миллиардов рублей, сообщил Савельев.
По его словам, рабочая группа рассмотрела несколько сценариев финансирования проекта, в том числе с финансированием из ФНБ и без такового, однако многие из них оказались нереализуемыми из-за невозможности «привлечь заемное финансирование свыше 1,5 трлн рублей и на срок более 20 лет из-за лимитов на одного заемщика и недостатка ликвидности в банковском секторе».
«В связи с этим в качестве базового сценария, определенного рабочей группой, предполагается следующая структура финансирования: 218,5 миллиардов рублей — взносы в уставный капитал концессионера; 290 миллиардов рублей — облигации пенсионного фонда ‘Газфонд’; 903,8 миллиардов рублей — кредитные средства банков Сбербанк, ВТБ, ‘Газпромбанк’, которые готовы участвовать в проекте. Также потребуется совокупная поддержка государства в размере 609 миллиардов рублей на период строительства работ по проекту, включая 580,6 миллиардов рублей средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом до 2050 года», — отметил Савельев.
Согласно заявлению, необходимо получить федеральный грант в размере 28,5 млрд рублей на выкуп земельных участков, а также поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе работы, которая составит 299,4 млрд рублей из федерального бюджета в период с 2028 по 2038 годы.
Министр отметил, что проект уже имеет разработанную организационную схему, предусматривающую государственно-частное партнерство на базе концессионного соглашения. Компания с названием «ВСМ — Две столицы» была создана для выступления в качестве акционера концессионера, а роль концедента планируется передать Росжелдору.
В процессе презентации, Савельев отметил два этапа строительства ВСМ: первым будет участок от Санкт-Петербурга до Зеленограда, стоимость которого составит 1,75 млрд рублей, а второй этап — выходы железнодорожного полотна из Москвы.
Савельев обратился к президенту с просьбой о поддержке заключения концессионного соглашения, позволяющего заключить контракт на поставку подвижного состава. Он предлагает заключить это соглашение до конца апреля, так как это необходимо для заказа поезда, требующего дополнительной разработки и сертификации.
Кроме того, Савельев просит президента поддержать выделение средств ФНБ в размере 580,6 млрд рублей под 3% годовых и предоставление дополнительных средств из федерального бюджета. Он также подчеркнул, что для старта проекта ВСМ необходима поддержка совета директоров РЖД, включая выделение 8,3 млрд рублей на завершение проектирования линии и 248,7 млрд рублей на строительство выходов из Москвы и Санкт-Петербурга в инвестиционную программу на 2024 год. Для реализации проекта также потребуются изменения в налоговом кодексе РФ.
Пятый ключевой момент для строительства ВСМ направлен на изменение налогового кодекса РФ с целью применения ставки НДС в 0% к перевозкам и организации перевозок, а также исключение налогового потенциала субъектов налога на имущество при реализации проекта. Савельев также предлагает предусмотреть рыночное регулирование при перевозках пассажиров, так как это важно для определения рентабельности проекта. Кроме того, он просит рекомендовать Банку России рассмотреть возможность использования средств некоммерческих пенсионных фондов и снижения рисков проекта до 20%.
Савельев отмечает, что рабочая группа полностью осознает возможные риски в реализации проекта, однако эффекты от его осуществления значительно превосходят вложенные средства.