В зону специальной военной операции начались массовые поставки устройств спецсвязи «Гермес», предназначенных для дронов.
Каждый месяц военные получают более 40 тысяч комплектов. Эти устройства помогают обеспечить групповое управление беспилотными летательными аппаратами, позволяя координировать их действия в режиме реального времени.
Эксперты отмечают, что «Гермес» позволяет сохранить стабильное управление БПЛА даже в условиях активного противодействия комплексов радиоэлектронной борьбы противника.
Специальная связь для дронов обеспечивает групповое управление беспилотными летательными аппаратами, позволяя координировать их действия в режиме реального времени. Об этом «Известиям» рассказали в компании-разработчике КБ «Гермес».
По словам инженеров, главное преимущество системы — возможность работать на нестандартных частотах и оперативно их менять. Кроме того, количество частотных диапазонов можно увеличивать в зависимости от задач и условий электронной обстановки в боевых условиях.
«Стабильную связь даже в сложных условиях обеспечивает возможность работы в широком диапазоне частот и их смена. Так, если на дрон в полёте воздействует РЭБ, то с помощью нашей разработки БПЛА можно будет перевести на другую частоту. Кроме того, система позволяет начать работать на множестве частот одновременно», — объяснил представитель КБ «Гермес».
Бойцы в зоне СВО высоко оценили новинку. «На расстоянии около 8 километров от выноса, при этом в условиях сложного рельефа, уровень сигнала не опускался ниже 60 дбм. В целом, мы довольны», — поделился отзывом от бойца представитель компании.
«Птица» летит отлично! На РЭБ не реагирует, летел прямо и ни о чём не думал», — поделился впечатлениями другой боец.
По его словам, разработчики всегда на связи с бойцами. Они периодически посещают зону проведения СВО, чтобы лично увидеть, как работает их устройство.
От помехозащищённой линии в дальнейшем будет зависеть возможность использования беспилотников, рассказал военный эксперт Дмитрий Корнев.
«Это очень хороший технический задел, который нужно развивать, потому что FPV-дроны становятся такой же системой вооружения, как противотанковые ракетные комплексы или гранатомёты».
Высокие характеристики помехозащищённой связи «Гермеса» отметил научный сотрудник управления по научно-исследовательской деятельности МГУТУ Сергей Курапов.
«Мне операторы, работающие в зоне СВО, рассказали, что если частоты правильно подобраны под локацию, то с этой системой можно действительно хорошо работать, — отметил Курапов. — Сейчас противник использует такую тактику: помимо глушилок, его средства РЭР мониторят эфир, пытаясь поймать видеосигнал с наших дронов и вычислить точку старта и позицию оператора БПЛА. Даже если оператор замаскировал позицию и осуществил запуск дрона в стороне от укрытия, противник находит на карте ближайшие к месту запуска места, в которых теоретически может разместиться оператор, и закладывает туда мины, не жалея боеприпасов. А вот если у нас используется шифратор видеосигнала, противник его перехватит, но расшифровать не сможет, на его экране будут просто помехи».
«Такое распределение зависит от паритета РЭБ и РЭР с нашей стороны и со стороны противника. ВСУ постоянно пытаются вычислить наши рабочие частоты, заглушить их или отследить точку запуска наших дронов по перехваченному видеосигналу. Мы также глушим частоты противника и стараемся изменить наши рабочие частоты, если их засекли. Однако в незащищённом варианте организации связи понимание того, что противник вас обнаружил, может прийти после потери некоторого количества дронов или, что ещё хуже, наших потерь среди личного состава», — объяснил научный сотрудник.
Изначально компания занималась разработкой систем радиоэлектронной борьбы, поэтому её специалисты смогли понять, как эффективно встраиваться между полосами подавления.
«Мы начали заниматься этим после того, как с завода мобилизовали четырёх сотрудников. Сначала мы делали печки-буржуйки и саперные крюки-кошки. К разработке «Гермеса» приступили тогда же», — рассказали в компании.
«Гермес» полностью производится в России, на предприятии есть собственные линии монтажа. Производство локализовано в пяти городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.