Исследование, проведённое консалтинговой компанией «Яков и Партнёры» совместно с Яндексом, показало, что сфера электронной торговли в России значительно опережает ритейл по уровню внедрения искусственного интеллекта.
Согласно исследованию, 67% компаний, занимающихся онлайн-торговлей, используют генеративные технологии, в то время как в традиционном ритейле этот показатель составляет всего 10%. Основными областями применения искусственного интеллекта в этих сферах являются маркетинг, продажи, обслуживание клиентов и управление цепочками поставок. Все компании, независимо от отрасли, используют машинное обучение.
Однако, в то время как большинство компаний онлайн-торговли уже определили приоритетные сценарии использования искусственного интеллекта и включили его развитие в свои стратегические цели (50%), только 8% представителей традиционного ритейла сделали то же самое. Это говорит о том, что ритейлеры остаются довольно консервативными в своих инвестициях в ИИ.
Интересно, что каждый второй ритейлер выделяет менее 2% своего цифрового бюджета на технологии искусственного интеллекта, в то время как среди компаний онлайн-торговли каждая вторая тратит от 3 до 5% своего бюджета на эти цели.
Компании обеих отраслей ожидают от искусственного интеллекта снижения затрат и улучшения лояльности клиентов. Однако компании онлайн-торговли также видят потенциал в увеличении ценности своих продуктов.
Что касается рисков, связанных с использованием искусственного интеллекта, то 50% компаний ритейла не видят таких рисков вообще, а остальные беспокоятся только о кибербезопасности. Основной проблемой для них является привлечение квалифицированных специалистов в этой области и отсутствие готовых решений и инструментов на рынке или сложности с их разработкой.
Внедрение искусственного интеллекта в различных компаниях, включая Н.Видео-Эльдорадо, активно продолжается. Например, Авито проводит тестирование решений на основе генеративных сетей в десяти продуктах одновременно, создавая сервисы, помогающие продавцам составлять тексты объявлений на основе характеристик товаров.
Согласно прогнозам, через 15 лет применение искусственного интеллекта в ритейле увеличит прибыльность компаний на 60%. Перспективными направлениями развития ИИ в торговле являются анализ аудитории и персонализация, а также планирование.