Агрохолдинг «Белая дача» приступил к реализации винодельческого проекта. Компания планирует создать шампанерию в Краснодарском крае, где она приобрела около 850 гектаров земли у винного дома «Абрау-Дюрсо».
На этих землях будут высажены виноградники площадью 165 гектаров. Здесь будут выращиваться различные сорта винограда, включая «шардоне», «рислинг», «алиготе», группу «пино», «каберне», «сира» и «глера», используемый для производства просекко.
Первые 25 гектаров виноградников уже были высажены в мае 2024 года. Помимо виноградников, проект включает в себя строительство винзавода, создание объектов винного туризма и фирменного магазина. Общий объём инвестиций в проект оценивается в 3,3 миллиарда рублей.
Предполагается, что винодельня будет выпускать около 2 миллионов бутылок вина в год. Первый розлив запланирован на 2028 год. Винодельня будет производить игристые вина, занимая 80% рынка, а также тихие белые, красные и розовые вина — 20%. Основная линейка производимого вина будет в средней ценовой категории, которая сейчас составляет до 700 рублей за бутылку. Однако планируется выделить отдельные поля для выращивания сортов винограда, предназначенных для производства высокопремиальных вин.
Руководить проектом будет основатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук. Кроме того, для реализации проекта были приглашены Сергей Лопин, бывший руководитель «Виноградников Гай-Кодзора», Павел Валишин, бывший агроном «Массандры», и Давид Лазарян, который, по словам представителя «Белой дачи», имеет «обширный опыт работы» в управляющей компании «Мое вино», включающей такие предприятия, как «Массандра», «Инкерман» и «Новый свет».
По данным СПАРК, в мае 2023 года компании «Белая дача» зарегистрировали ООО «Усадьба Белая Дача». Его генеральным директором стал Давид Лазарян. Основной вид деятельности компании — выращивание винограда.
Однако пока неизвестно, будет ли проект называться именно так. В компании уточнили, что этот вопрос ещё прорабатывается.
Желание «Белой дачи» сосредоточиться на производстве игристых вин Тройчук объяснил растущим спросом на эту продукцию. Этот тренд наблюдается не только в России, но и во всём мире. Особенно большой акцент планируется сделать на производстве просекко — итальянского сухого вина, изготавливаемого из сорта винограда «глера».
В России подобных вин сейчас не производится. Ситуация с импортом вина становится всё сложнее из-за общего подорожания логистики, роста пошлин на продукцию из Европы и США, а также увеличения ставки акцизов.
По словам Тройчука, особенность приобретённого «Белой дачей» участка позволяет выращивать именно белые сорта винограда. Он находится на северном склоне с низкой интенсивностью солнечного освещения, поэтому на нём лучше всего растут белые сорта. А оставшиеся 25–30 га подходят для красных сортов.
Винодельческий проект «Белой дачи» — не единственный, которым сейчас занимается Валерий Тройчук. Недавно он также стал руководителем «Виноградников Варваровки» — проекта, который создаётся в Анапском районе Краснодарского края. На этой винодельне планируется выпускать около полумиллиона бутылок вина в год. Инвестиции в проект оцениваются в 1,2 млрд рублей.
Потребление игристых вин в России действительно растёт. В январе—апреле этого года продажи этой категории выросли на 13,6%, до 6,7 млн дал. Потребление тихих вин увеличилось лишь на 2%, хотя продавалось их заметно больше — 17,7 млн дал.
Пик популярности игристых вин приходился на 2010–2011 годы, когда их производство в России составляло около 22 млн дал. Затем российские власти ввели понятие «газированные винные напитки», которые стоили дешевле обычного вина, но оформлялись как вино — разливались в стеклянные бутылки с этикетками, как у традиционных игристых. В результате производство игристых сократилось примерно до 14 млн дал в год. В 2020 году акцизы на винные напитки сравнялись с обычными игристыми.
Самым популярным спиртным напитком в России остаётся водка. В январе—апреле этого года её продажи составили 24,3 млн дал, однако динамика была скромной — рост составил всего 0,8%. Это связано с тем, что в России до сих пор нет рынка массового вина. В Европе, где одни из самых высоких показателей потребления вина на душу населения, большой объём этого рынка приходится на продукцию стоимостью €1–1,5 за бутылку. В пересчёте на российский рынок с учётом уровня местных зарплат стоимость могла бы составлять около 30 рублей.
Согласно исследованию НКР, в 2022 году средний россиянин выпивал 6,2 литра вина в год, а водки — 6,8 литра. Пик потребления вина в нашей стране был в 1975 году, когда потребление на душу населения составляло 13 литров в год. В 2023 году по объёму потребления вина Россия занимала седьмое место в мире после США, Франции, Италии, Германии, Великобритании и Испании с долей 3,9%. Общее мировое потребление в 2023 году оценивается в 221 миллион гектолитров.