Число отечественных брендов одежды за последние 2,5 года значительно выросло. Тенденцию подстегнул в том числе уход иностранных продавцов с российского рынка. Снижение конкуренции позволило небольшим маркам заявить о себе, а компании покрупнее смогли занять места иностранцев в торговых центрах. В руки россиян перешли коммерческие помещения в самом центре Москвы и Петербурга.
Дизайнер Эльвина Хусаенова показывает хиты продаж в своем магазине в центре Уфы. Брюки в мужском стиле соседствуют с женственными платьями. Мода модой, но и вкусы восточных женщин надо уважить.
Эльвина Хусаенова, дизайнер: «Комбинация, как называют ее мужчины, стоит 7 тысяч. Средний чек — 16–18 тысяч. Это не закуп, я все сама произвожу, все ткани сама покупаю».
Эльвина родилась и выросла в Уфе, богатых родственников не имела, подростком пошла работать на ХБК — местный универсальный рынок, продавала одежду, наловчилась, а в 2021 открыла собственный магазин и собственное производство.
Эльвина Хусаенова: «В раскроечном работают двое, в шитье — 14, плюс директор, проектировщик, ну и я — дизайнер».
В 1988 году в Ростовской области открылся первый в СССР кооператив, легально производивший джинсы — самый желанный и дефицитный предмет одежды для советского человека. Компания не просто жива, у нее более 600 магазинов в трех странах СНГ. А недавно именно эта фирма заняла культовый угол Тверской и Страстного бульвара. На площади в 5 тысяч квадратных метров до прошлого года находился флагманский магазин одного из западных брендов, ушедших из России. Сейчас это крупнейший монобрендовый офлайн-магазин одежды в стране. И магазин, и символ.
Ирина Курылёва, сотрудница магазина: «Вы много всего переделывали после ухода прежних арендаторов. Мы цветы поставили, декор, смотрите, как стало красиво».
С марта 2022 года более 80 международных ретейлеров одежды решили закрыть бизнес в России. Около 30 брендов продали бизнес местным партнерам. Если раньше доля отечественных брендов на рынке одежды не превышала 30%, то теперь она может повыситься до 50% и больше. По-прежнему растет доля онлайн-продаж. Это самый быстрый способ запуститься для маленьких предпринимателей.
Григорий и Ирина Луговые вот уже три года развивают собственный бренд одежды. Они начинали с сувенирных футболок в русском стиле, но иностранцы в России кончились, поэтому Гриша с Ирой перешли на базовую одежду в стиле одного из ушедших японских брендов, только вещи делают из конопли.
Григорий Луговой, сооснователь бренда одежды из конопли: «Конопля лучше отводит воду, чем хлопок, она антибактериальная».
Парадокс: производство в Калужской области, а конопля турецкая, отечественной в России дефицит.
Григорий Луговой: «Площадь технической конопли у нас сейчас 20 000 га, а в СССР было 1 000 000 га. Давайте возрождать производство конопли в России!»
Бренд Григория и Ирины продается только онлайн. Фирмы покрупнее, особенно в сегменте премиум, по-прежнему дополняют продажи офлайн-точками, например, корнерами в мультибрендовом универмаге российских дизайнеров. Продажи здесь растут уже который год. Выглядит стильно. Есть брюки карго, кроп-топы, хорошая база в актуальных цветах.
Чтобы собрать капсулу (то есть такой набор, где все вещи сочетаются друг с другом, а не как обычно, когда шкаф забит, а надеть нечего), понадобится несколько вещей от разных российских дизайнеров. За восемь предметов одежды, которые отлично сочетаются, придется заплатить 61 тысячу рублей . Ничего удивительного, ведь универмаг работает в сегменте выше среднего. Именно его больше всего перекроил уход западных брендов. Будут ли снижаться цены? Пока для этого предпосылок нет.