Развитие российской индустрии моды в период с 2022 по 2024 год привело к значительным изменениям и активизация независимых брендов на экспортных рынках. Исследование, проведённое Школой управления Сколково, показало, что 35% компаний стремились укрепить свои позиции на уже освоенных рынках и выйти на новые. Ещё 25% фокусировались на увеличении объёма продаж на международных рынках.
20% компаний считали создание и развитие бренда на международной арене своим приоритетом. Из-за санкций доступ россиян к товарам индустрии моды из Европы и США стал ограниченным, что побудило отечественных дизайнеров и производителей искать возможности на внутреннем рынке и расширять собственные производственные мощности. Эти факторы способствовали развитию отечественной лёгкой промышленности.
Проректор по исследованиям Школы управления Сколково Алексей Калинин подчёркивал, что выход на экспортные рынки позволяет расширить географию сбыта и повысить устойчивость бизнеса. За последние два с половиной года количество российских брендов одежды увеличилось на 7,6%, а их общее число превысило 33 тысячи.
Согласно данным национальной системы маркировки «Честный знак», на май 2024 года в России было произведено 2,22 миллиона единиц одежды, что на 37% больше, чем в предыдущем году. Также увеличилось количество отечественных брендов. За последние 2,5 года их стало больше на 7,6%, а общее число превысило 33 тысячи.
Опрос, в котором приняли участие российские бренды, не входящие в крупные корпорации, показал, что 44% компаний стремились к расширению на рынках СНГ. Рынки Индии и Таиланда привлекали 18% респондентов, а Китая и ОАЭ — 11%. Реже упоминались рынки Латинской Америки, Африки и Кореи.
При выборе рынка для экспорта компании учитывали такие факторы, как объём рынка, потребность в продукте, уровень конкуренции, экономическая стабильность и платёжеспособность рынка. «При выборе нового рынка для входа компании ориентировались на концепцию и особенности бренда, которые могли стать преимуществом на конкретном рынке», — объясняла руководитель Лаборатории креативных индустрий Школы управления Сколково Лидия Рой.
Другим важным фактором являлась возможность сотрудничества с зарубежным партнёром, который был готов разделить ответственность и предоставить консультационную, юридическую и организационную поддержку. Исходя из этого, российские компании чаще выбирали рынки СНГ, такие как Казахстан, Узбекистан и Беларусь.
Президент Русской ассоциации участников индустрии моды (РАФИ) Татьяна Белькевич отмечала, что ещё пару лет назад ОАЭ казались экзотическим направлением для российской индустрии моды, но в условиях улучшения отношений со странами Востока это государство приобрело новое значение для отечественных предпринимателей. Сегодня в ОАЭ уже работали несколько российских брендов, а многие другие рассматривали возможность расширения или переноса своей деятельности на этот рынок.
По данным опросов РАФИ и PROfashion, основную аудиторию российских брендов в ОАЭ составляли экономические мигранты, экспаты и туристы. Более 80% респондентов опроса PROfashion среди российских брендов, планирующих выход на рынок ОАЭ, ожидали роста продаж за счёт переехавших из России. Этой аудитории нужны были товары, которых не было у международных и местных брендов, такие как удобная летняя обувь, базовые модели практичной одежды, лёгкий и функциональный трикотаж, открытые и закрытые платья.
Белькевич отмечала, что крупные международные игроки обычно не адаптировались к местному спросу и предлагали товары, которые были везде. В отличие от них, российские бренды лучше понимали потребности аудитории, что являлось их ключевым преимуществом.
В России продукция отечественных брендов моды продавалась в основном через маркетплейсы и другие каналы электронной коммерции. Однако российские бренды также успешно развивали офлайн-продажи как в крупных торговых центрах, так и открывая собственные монобрендовые магазины, — отмечала Рой.
Таким образом, российская индустрия моды демонстрировала значительный рост и адаптацию к новым условиям рынка, что открывало перед ней широкие перспективы для дальнейшего развития и расширения на международной арене.