Вопрос о том, насколько продукция соответствует отечественному статусу производителя, вызывает много споров. Ошибки в этом процессе могут привести к уголовному преследованию. На Петербургском международном экономическом форуме обсуждались вопросы национального приоритета.
Почти все технически сложные товары содержат иностранные комплектующие или технологии. Чтобы продукция была признана российской, производитель должен набрать определённое количество баллов. Перечень категорий товаров, которые идентифицируются как российские, постоянно расширяется, а требования становятся более строгими.
Например, правительство России уточнило критерии того, какие товары относятся к произведенным в России в области автомобилестроения, специального и энергетического машиностроения, электротехники, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, медицинских изделий и т.д.
Вопрос происхождения товара особенно важен при заключении государственных контрактов. Нередко к закупке допускается только российская продукция, которая получает ценовые или иные преференции. Этот национальный приоритет имеет экономическое обоснование, так как благодаря эффекту мультипликации налогов, уплаченные за произведенные в России товары бюджетные средства, частично возвращаются в казну.
Для признания продукции отечественной важно не только её бренд, но и локализация производства. Например, автомобили Solaris, собираемые на петербургском «Автозаводе АГР» (бывшем Hyundai), официально считаются российскими, так же как и BMW, Mercedes-Benz из Солнечногорска, Mitsubishi и Citroёn из Калуги, сделанные в Калининграде.
Локализация оценивается по специальной бальной системе, для каждого вида продукции определены свои критерии. Например, за сварку кузова автомобиля на территории России производителю начисляется 400 баллов, за его окраску — ещё 500. Сотни баллов начисляются за каждую деталь, её сборку и т.д. В сумме для получения государственной поддержки продукции отечественного автопрома нужно набрать 1200 баллов. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время отечественными признают новые «Волги» — модели Volga C40, K30 и K40, представленные нижегородским автозаводом в конце мая.
Участники Петербургского международного экономического форума высказали противоречивые мнения.
«Бальная система, безусловно, несовершенна, но это лучшее, чем её отсутствие. Идеальной системы не существует, бальную нужно дорабатывать», — пояснила вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.
Признавая, что полностью российской продукции быть не может, генеральный директор ООО «Элкат» Максим Третьяков считает действующую бальную систему объективной: «Она постоянно совершенствуется с участием профильных ассоциаций и учётом текущей ситуации. Баллы начисляются за составляющие, которые могут производиться в России. Например, импортный изоляционный материал в высоковольтных кабелях не оценивается, так как в нашей стране он отсутствует. Как только появится отечественный производитель — будут начисляться баллы».
Также эксперты полагают, что национальный приоритет и квота на закупку по государственным контрактам поможет выходу на рынок малых производителей. «Живая тема — аккумуляторные батареи, а также бензиновые и дизельные генераторы малой мощности. Это не сложное оборудование, но своего в России его нет. А это элемент критической инфраструктуры. Это огромный рынок, на который малые компании могут зайти. Порядка 50 видов оборудования, которого российского нет», — заявил первый вице-президент «Ростелекома» Сергей Анохин.
В государственной системе существуют три реестра: реестр промышленной продукции, произведенной на территории России, реестр российской радиоэлектронной продукции и реестр, используемый ФАС.
Спор о применении «белых списков», которые имеют одинаковую юридическую силу, но противоречат друг другу по содержанию, длился почти год. Окончательное решение было принято 27 мая Арбитражным судом Поволжского округа.
Руслан Долотов, партнер Адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры», отметил, что поставка иностранного товара по государственному контракту может быть признана мошенничеством, даже если в самом контракте об этом не упоминается. По общим условиям, продукция должна быть российской.
Законодательство о корпоративных закупках не предусматривает обязательных требований к происхождению товара. Однако поставщик обязан указывать эту информацию в своей заявке.
По мнению Руслана Долотова, российский производитель не может собирать товар из иностранных комплектующих, так как в этом случае в счёте-фактуре необходимо указывать данные таможенной декларации.