Начиная с сентября 2023 года на московском центральном диаметре-4 появилась новейшая разработка от отечественных производителей — электричка ЭП2ДМ. Эта модель основана на известном электропоезде ЭП2ДМ, однако новые составы стали более современными и комфортными благодаря учёту пожеланий пассажиров и железнодорожников. Особое внимание уделено эргономике, эстетике и безопасности вагонов.
Важно отметить, что электричка ЭП2ДМ на 99% состоит из комплектующих отечественного производства. В её разработку вовлечено более 80 российских предприятий. Проектирование началось в 2022 году, а уже в январе 2023 года был отправлен на испытания первый образец. После успешной сертификации ЭП2ДМ стартовало серийное производство с июня того же года.
Особое внимание следует обратить на кабину машиниста. Лобовая часть кабины изготовлена из стеклопластика, в ней отсутствуют подножки и поручни, а окна по бокам стали шире по сравнению с предыдущими моделями. Это значительно улучшает обзор для машиниста. Буферные фонари и прожектор также стали меньше в размерах, но сохраняют яркость благодаря светодиодному освещению.
Особенностью этой модели, как и предыдущей, является отсутствие выступающих элементов лестницы и кронштейнов, что значительно снижает возможность проезда для зацеперов. Короб отопления выполнены из нержавеющей стали, чтобы исключить коррозию, а вагоны покрыты краской, устойчивой к истиранию.
Внутри поезда серо-оранжевая цветовая гамма. Дизайнеры и проектировщики изучили мировые тенденции и изменили форму кресел в вагонах, предоставив возможность сесть глубже, а дополнительная выемка в спинке позволяет менять положение тела во время поездки.
Благодаря установке таких кресел расстояние между пассажирами, сидящими напротив друг друга, увеличилось на примерно 6 см, при этом количество посадочных мест осталось прежним.
В середине салона установлены шестиместные сиденья, а ближе к выходам — четырехместные, чтобы исключить «узкие горлышки», так как зона выходов обычно собирает больше людей. Полки для багажа выполнены прочнее и покрыты краской, стойкой к повреждениям, а тонировка окон защищает пассажиров от солнечных лучей.
В головных вагонах поезда предусмотрены велопарковки, когда вертикальные крепления на стенах позволяют велосипеду занимать меньше места.
Весь свет в вагонах обеспечивают светодиодные лампы, что является энергоэффективным и надежным решением. Дополнительная система заботится о микроклимате и обеззараживании воздуха внутри вагонов.
Зачастую система видеонаблюдения в поезде сохраняет свою эксплуатацию, что дает возможность контролировать не только безопасность, но и для планирования расписания и интервалов движения по линиям на основе информации о заполненности вагонов пассажирами.
У каждого кресла также имеются USB-разъемы с функцией быстрой зарядки. В стенах вагонов установлены современные LCD-дисплеи, на которых отображаются маршруты поезда, температура в салоне, дата и время, а также другая полезная информация. Табло было увеличено по высоте, чтобы отобразить больше данных, в то время как в прошлой модели — ЭП2ДМ, это обязанность выполняла бегущая строка.
В головных вагонах поезда оборудованы откидные аппарели для проезда в салон на инвалидных колясках. Внутри вагонов есть специальные места для крепления колясок, а также туалетные комнаты с откидными поручнями и кнопкой экстренной связи с машинистом.
Весь информационный контент в поезде дублируется шрифтом Брайля. Для слабослышащих пассажиров световая индикация открытия и закрытия дверей помогает ориентироваться, а для людей с нарушением слуха маршрутные указатели, размещенные на боковых окнах моторных вагонов, помогают найти нужный поезд на платформе.
На данный момент в Москве и Подмосковье в эксплуатации находится 5 новых составов ЭП2ДМ, а к концу 2024 года их количество достигнет 28. Впоследствии такие составы появятся и в других регионах России.