Как выяснил «Коммерсант», российским авиакомпаниям спустя полгода после введения санкций удалось вернуть к перевозкам за рубеж 201 иностранный самолет, в том числе более 150 Boeing и Airbus, выведя их из реестра Бермудских островов и перерегистрировав в РФ. Вместе с 150 «Суперджетами» за границу теперь может летать почти половина парка перевозчиков. Большинство экспертов ожидают в связи с этим некоторого снижения цен на зарубежные рейсы, хотя дефицит емкостей сохраняется.
Как стало известно, к 1 декабря с регистрации в Бермудском реестре был снят 201 иностранный самолет российских авиакомпаний. Из них около 150 Boeing и Airbus и несколько десятков Embraer, Bombardier и Gulfstream. Для этих самолетов была устранена проблема двойной регистрации, которая не позволяла перевозчикам летать на них за рубеж.
Большинство используемых авиакомпаниями РФ иностранных самолетов находились в зарубежном лизинге. Собственники самолетов не хотели регистрировать их в реестре РФ из-за недоверия к прозрачности и полноте процедур поддержания летной годности, поэтому регистрировали их на Бермудах и в Ирландии. Именно страна регистрации, согласно приложению 83-bis к Чикагской конвенции, отвечает за поддержание летной годности и сертификацию изменений в конструкции судов, а регистрация более чем в одной стране запрещена.
Когда в марте российская авиация попала под санкции, Бермуды и Ирландия приостановили действие сертификатов летной годности российских самолетов, после чего поднимать их в небо законно стало нельзя. Тогда перевозчики начали переводить их в реестр РФ, где до февраля 2022 года значилось всего около десятка крупных Airbus и Boeing четырех авиакомпаний — «Газпром авиа» (2), «Северо-Запад» (2), Azur Air (4) и Utair (3).
В настоящий момент из 1289 находящихся в РФ самолетов 1238 — имеют российский код регистрации (RA). Самолеты с двойной регистрацией не принимают почти все доступные российским авиакомпаниям иностранные аэропорты, кроме некоторых стран Средней Азии. В сентябре ICAO отметила Россию красным флажком за недостаточный контроль безопасности полетов из-за двойной регистрации самолетов.
Гендиректор BCAA Томас Данстан, на 13 марта в Бермудском реестре насчитывался 721 самолет, эксплуатировавшийся российскими авиакомпаниями, тогда как сейчас — 520. В число «дебермудизированных» воздушных судов (ВС) не вошли лайнеры, арестованные с начала весны или оставшиеся на техобслуживании за пределами РФ (около 80 самолетов, по данным Минтранса). «Большинство из этих самолетов не были сняты с учета западными лизингодателями»,— уточнил господин Данстан.