Информационный хаос — один из мощнейших трендов последнего времени. В эпоху «постправды» особенно проблематично становится отделять истину от вброса. Нужно приложить усилия, чтобы выбрать среди огромного количества источников информации те, которые предлагают более или менее здравый взгляд на окружающую действительность.
Измерить количество лжи в современных масс-медиа практически невозможно: чистой лжи в них не так много. Гораздо опаснее попасться на удочку полуправды, частичного умалчивания. Заметно другое: сильно выросло количество сообщений, направленных не на информирование, а на привлечение внимания. Владимир Спиридонов утверждает, что это влияет на наше потребление контента — вместо информации мы потребляем рекламу, но не товаров и услуг, а событий и политиков.
Что такое критическое мышление
Один из инструментов для защиты себя от потока многомерной, «мутной» информации — критическое мышление. В широком смысле критическое мышление можно понимать как установку относиться ко всему с недоверием, ничего не принимая без доказательств и проверки фактов. Метод систематического сомнения был основополагающим в философии Рене Декарта еще в XVII веке, а в нашем XXI-м приобрел новую ценность.
Иметь критическую установку — необходимое условие, но недостаточное. Необходимы техники и приемы, с помощью которых можно помочь себе разобраться в происходящем. Первое, с чего нужно начинать — проверка источников. Следует задать себе вопросы: насколько человек мог быть свидетелем того, что он рассказывает? Хорошо ли он понимает, что произошло? Есть ли в словах некоторое свидетельство?
Второе действие — проанализировать, не противоречит ли предъявленная информация сама себе. Насколько содержание соответствует источнику, которому его приписывают? Чаще всего противоречие в информации означает ее недостоверность. Полезно обратить внимание на логику рассуждения — если она нарушена, информации, скорее всего, доверять не стоит.
Главная задача в условиях информационного хаоса — не принять за истину первую попавшуюся точку зрения, а сразу начать использовать техники рефлексивного мышления. «Рефлексивность — это альтернатива импульсивности», — уверен эксперт.
По мнению Спиридонова, уровень критического мышления у людей «исчезающе мал». С появлением интернета у каждого, даже незначительного, события рождается множество интерпретаций, с которыми не всегда могут справиться даже специалисты, которые учились критическому мышлению.
Как проверить свою способность мыслить критически
Для этого есть два способа. Первый — обратить внимание на то, как вы обращаетесь с полученной из любого источника информацией. Вы принимаете ее к сведению, пытаетесь проверить или сравнить с чем-то другим? Какую работу вы проводите, прежде чем согласиться? Если есть хоть какая-то — это уже хорошо.
Следующие вопросы, которые нужно задать себе: какие инструменты и техники сомнения, фактчекинга вы применяете? Насколько рационально то, что вы делаете?
Чтобы изучить рациональность мышления, психологи создали CRT — тест когнитивной рефлексии. Пройти его — второй способ узнать про свою склонность к критическому мышлению и рациональности. Тест состоит всего из трех вопросов, ответы на которые помогут определить преобладающий тип мышления — интуитивный или аналитический.
Вот эти вопросы:
Бейсбольная бита и мяч вместе стоят $1,10. Бита ровно на $1 дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч?
5 машин производят 5 деталей за 5 минут. За какое время (в минутах) 100 машин произведут 100 деталей?
В озере есть участок, покрытый кувшинками. Каждый день заросли кувшинок удваиваются в размере. Если кувшинкам нужно 48 дней, чтобы покрыть всю поверхность озера, через сколько дней они будут покрывать половину озера?
Если ваши ответы — 10, 100 и 24, это значит, что ваше аналитическое мышление не успело вовремя включиться в работу. Подробнее о тесте можно узнать в статье психолога Шейна Фредерика, который изобрел CRT. А правильные ответы — 5 центов, 5 минут и 47 дней.
Чем опасна пропаганда
Определить единичный фейк не так сложно, как не подвергнуться влиянию пропаганды. Слово «пропаганда» произошло от латинского propago — «распространять». Это предъявление не отдельных фактов и событий, а целостной картины мира. Пропагандистская картинка, как правило, хорошо и убедительно построена. Проверить ее значительно труднее, чем изолированный факт, где можно обнаружить нестыковки в двух интерпретациях. Как бороться с пропагандой — вопрос непростой.
Пропаганда выгодна самым разным агентам — кто-то действует на рынке товаров и услуг, кто-то — на политическом рынке. Пропаганда становится мощным инструментом, когда идет борьба за ресурсы, влияние, власть.
В результате появляются люди, готовые поверить в пропагандистскую картину мира и начать действовать в соответствии с ней. С другой стороны возникает контрпропаганда, которая выращивает противоположную картину и ее сторонников. Между людьми возникают конфликты, которые могут привести к информационной войне.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» есть понятие новояза. Этот новый язык устроен таким образом, чтобы слов в нем становилось все меньше, а понятия «свобода», «демократия», «человеческое достоинство» нельзя было выразить и даже помыслить. Это критический вариант пропаганды, рассказывает Владимир Спиридонов. При этом контрпропаганда для ее приверженцев не менее страшна — когда нет серединных значений, крайние точки разрушительны для социальных отношений и для самих людей.
Как научиться критическому мышлению
Поскольку мы не привыкли жить в условиях сильного информационного давления, наша самооценка когнитивных навыков и умений часто бывает завышена. Но критическому мышлению можно научиться.
Самая простая задача — сформировать у себя критическую установку и привычку сомневаться, а затем отработать навыки фактчекинга. Сейчас этому учат во многих школах и вузах, где проводят интерактивные занятия с дискуссиями, дебатами, деловыми играми. Чтобы достичь успеха в этом обучении, лучше всего иметь оппонента и собеседника. Это должен быть человек, который сопротивляется вашей точке зрения, вашим аргументам и способам проверки информации. Важно не допускать перехода на личности — в современных дискуссиях он происходит быстро.
Если нет «живого» собеседника, подойдут видео и серьезные философские, политологические, психологические, экономические и другие тексты. С ними нужно работать по аналогии с шахматистом, разбирающим запись ходов. То есть анализировать свои аргументы и пытаться предположить, как мог бы ответить оппонент в том или ином случае.
У обучающих процедур есть «предел мощности» — мы не всегда можем перенести критические установки, сформированные на одном предметном поле, на другое. Например, можно с сомнением относиться к политическим новостям, но не транслировать это на социальную жизнь. Критическое мышление нужно каждый раз формировать для разных сфер заново.
Как не утонуть в потоке информации
Есть только один вариант — учиться работать со сложным содержанием самостоятельно. Но на это не всегда хватает времени, сил, доступа к источникам. Поэтому многие предпочитают прислушиваться к людям, чье мнение кажется обоснованным, правдивым и не продиктованным корыстными целями. Поиск источника информации, вызывающего доверие, — это тренд в ответ на то, что многие масс-медиа это доверие теряют.
Оборотная сторона информационного хаоса — тотальное недоверие ко всем источникам информации. Это обоснованная реакция, но она ведет к теориям заговора. Если вы доверяете только собственным глазам, то огромное количество достоверной информации начинает подменяться странными объяснениями.
Новые информационные вызовы уже находят отклик в психологии, социологии и других социогуманитарных дисциплинах. Постепенно будут появляться профессиональные ответы на эти вызовы.